Дмитрий Беркут (dimaberkut) wrote,
Дмитрий Беркут
dimaberkut

О вечном из Катманду

www.dimaberkut.com

Индуизм это не просто религия, но и образ жизни. Индусы верят в реинкарнацию и в то, что поступки, совершенные в этой жизни, прямо влияют на продвижение в дальнейших перерождениях. Большинство индусов религиозны и участвуют в различных обрядах на протяжении всей своей жизни - от рождения и до самой смерти. Этот репортаж посвящен последнему ритуалу, проводящемуся уже после смерти, - кремации.

На северо-востоке Катманду находится один из четырех самых знаменитых индуистских
храмов, посвященных богу Шиве - Пашупатинатх. Храмовый комплекс Пашупатинатх
расположен по обе стороны реки Багмати. Местная легенда утверждает, что Шива как-то
провел здесь всю ночь, медитируя на берегу реки

На берегу Багмати, непосредственно у подножья храма находятся две каменные
платформы, гхаты, предназначенные для кремации только членов королевской семьи и
семей премьер-министров. Отдельно расположены общественные гхаты. Невдалеке сидят
странствующие Садху обмазанные как и Шива пеплом погребальных костров.

Ввиду исключительной святости храма, кремирование в Пашупатинатхе имеет для
верующих особый смысл и многие пожилые больные люди специально приезжают сюда и
живут в ожидании смерти в хосписах при храме. Говорят, даже Мать Тереза долгое время
арендовала дом в районе Пашупатинатха, чтобы в случае болезни умереть здесь.

Для кремации так же, как и в западном мире, нужно предварительно подготовить все
необходимые документы.

В индуизме, тело кремируют в течение 24 часов после смерти. Главный скорбящий
всегда первый сын умершего, его тело совершенно обрито, и он выполняет множество
ритуалов над мёртвым телом.

Пашупати - это ипостась Шивы в образе Царя зверей. Умереть на гхатах у храма
Пашупатинатх - значит переродится вновь в образе человека, избежав повторного
перерождения в телах миллиона животных.

Подвозят дрова, которые затем старшие сыновья подожгут сандаловыми щепками.

Индуистский ритуал похорон очень сложный, много требований и запретов к близким
умершего. Считается, что если члены семьи будут соблюдать все правила, то умерший
человек получит достойное место в небесах.

Кремации в Пашупатинатх не такие, как в западном мире, где кремация-это что-то
личное. Тут это действо происходит на глазах у всех. Вход в сам храм категорически
запрещен для иностранцев (не индуистов), но увидеть религиозные церемонии у его стен
вполне возможно.

Умершая женщина, в Индии попала в ДТП, а потом несколько месяцев находилась в
коме, чтобы переправить тело в Непал, родственникам пришлось пройти специальную
процедуру оформления документов.

Обычно тело до сжигания окунают три раза в реку, но в данном случае родственники
просто обтирли ей лицо водой из Багмати.

Тело посыпают благовониями и украшают цветами.

После кремации семья не говорит и не встречается ни с кем. Не прикасается к друг другу.

Во время траура нельзя носить кожаную обувь, ремни и все, что сделано из кожи, так как
кожа в это время считается нечистой.

Щепки из сандала и солому, которой покрывают тело, предварительно смачивают в священной реке.

Родственники, незаметно для остальных должны под покрывалами раздеть умершую, выбросив одежду в Багмати.

Последние приготовления, и старший сын подожгёт костёр сандаловой щепкой.

После нескольких часов горения, родственники смывают пепел в Багмати.

Только после одиннадцатого дня - ритуала отпущения грехов, членам семьи будет разрешено вернуться к нормальной жизни, есть соль, овощи и т.д., но, в зависимости от их воли, некоторые продолжают носить белые одежды, до ритуала 45-го дня, шести месяцев, или даже года когда окончивается весь ритуал. В этот день, после завершения всех обрядов принято собираться всей семьёй, с родственниками и друзьями за одним большим столом и вспоминать умершую.


(с) для Русской службы Би-би-си
www.bbc.co.uk/..../dmitry_berkut/

Tags: Би-би-си, Непал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments